Успех Мастина

Словно бы все происходит не всерьез, а так, видимость для простого сопоставления. В искусстве Мастина соединились реалистическая условность, полная острых наблюдений, и юмор, и хитрая усмешка древнего скомороха, так и не истребленная ни церковью, ни ее прислужниками. Мастин создает свои игрушки в полном соответствии с традициями и непременно приучает своих учеников искать все новые варианты и открывать новые характеры. Умение передать особенности каждого из них, добрая усмешка, доброе, сыновье расположение — все это делает игрушки Мастина созвучными нашему времени. Успех Мастину обеспечила не только острая наблюдательность, смелое обращение к натуре, как строительному материалу. Но смелое обобщение натуры, сгущение до образа именно пластическими средствами. Сюжет рождается из пластики, а не существует для ее пояснения или истолкования. Некоторая тяжеловесность миниатюр рождается из четкого соотношения объемов. Впечатление такое, что резчик стремился не к передаче своих впечатлений, а к закреплению действительно удивительных и характеров и символов. В работах учеников Мастина Сказка Петра Рябова и Хозяева земли Петра Бочкина получило дальнейшее развитие пластическое мышление, берущее корни из традиций. Деревянная скульптура, предварительный анализ которой предпринят в этой работе, произведения малых форм и декоративного искусства свидетельствуют о наличии прочной и вполне устойчивой традиции пластического творчества народа. На этой традиции можно и должно развивать народные промыслы типа мельцанских матрешек. Однако в связи с этим необходимо рассмотреть некоторые принципиальные вопросы теории народных промыслов и их взаимоотношений с профессиональным искусством и художниками. Прежде всего важнейшей чертой народного искусства является его традиционность. Умение использовать накопленные веками безвестными мастерами приемы и способы обработки материала, основных сюжетов, росписи и т. д.

Без рубрики