храм православный

В Древней Руси господствовал крестово-купольный тип храма. Первая подобная церковь была построена в Киеве в конце X века. В плане такой храм имеет крест, над центром которого расположен высоко поднятый на барабане купол – символ небесного свода.

Церковь Федора Стратилата на Ручью в Новгородехрам православный
Шатровый храм

В XV-XVI вв. на Руси особо популярны храмы с шатрами вместо куполов. Такой прием стал отечественным аналогом готики: в основе – тот же принцип вертикальной ориентации. Шатровые храмы были запрещены в рамках никоновских церковных реформ 1650-х годов.

Церковь Вознесения Господня в Коломенском
Храм-корабль

В XVII в. в русском церковном зодчестве стали популярны храмы-корабли. В этих комплексах в одну линию выстроены три сооружения, соединенных между собой: собственно храм, трапезная и колокольня.

Символически такой тип православного храма трактует церковное сооружение как корабль, на котором верующие совершают путь в Небесный Иерусалим.

Свято-Троицкий собор в Екатеринбурге
Нефы

Большинство христианских храмов трехнефные, то есть состоят из трех продольных частей, ведущих от входа к алтарю. Такая структура была позаимствована у базилик – «царских домов». Буквально неф означает «корабль», с которым помещение сравнивали пространственно и символически.

Храм Святой Софии в Киеве. Центральный неф. Фото pravlife.org
Кроме основных нефов в храме есть трансепт – поперечный неф, пересекающий основные нефы под прямым углом. Если храм имеет в плане латинский крест (вертикальная перекладина длиннее горизонтальной), трансепт смещен в восточную часть постройки. Если в плане лежит греческий (равносторонний) крест, трансепт смещен в центр храма.

Апсида

Восточная часть православного храма – самая сакральная. Полукруглые выступы, которыми она заканчивается, называются апсидой. Там расположен алтарь, где происходит таинство евхаристии (превращения плоти и крови Христа в хлеб и вино), престол, где хранится Библия и семисвечник, и престол уготованный, на который Спаситель воссядет в свое Второе Пришествие.

Успенский собор Московского Кремля. Справа – апсидные выступы. Фото azbyka.ru
Царские врата

Внутри храма алтарь скрыт от прихожан алтарной преградой – иконостасом с царскими вратами. Иконостас имеет несколько рядов (чинов); с XV в. традиционный православный иконостас обычно состоит из пяти рядов. Царские врата символизируют врата Рая.

Иконостас церкви Преподобного Сергия Радонежского в Высоко-Петровском монастыре в Москве
Солея и амвон

Солея – возвышение пола перед алтарной преградой или иконостасом от северной части храма до южной. Она служит как бы просцениумом для богослужения, а также является видимой всем частью алтаря.

Храм Святой Софии в Софии. Справа – солея и алтарная преграда. Фото tonkosti.ru
Сегмент перед Царскими Вратами, полукругом выдающийся вперед, называют амвоном. С этого места священник произносит проповедь и читает Священное Писание. Символически амвон трактуется как камень у Гроба Господня, который отвалил ангел и возвестил о воскресении Христа.

Купола и главки

Купол – модель неба, небесного свода. В домонгольской Руси строили однокупольные храмы, где купол и главка на нем символизировали единство Бога. Позднее появились вариации: три – Святая Троица, пять – Христос и евангелисты, семь – семь таинств и т.д. Свою символику имели и цвета главок: золотые – Христос, серебряные – святые, синие со звездами – Богородица, черные – монастырские, разноцветные – Небесный Иерусалим.

Информация